Minecraft – это инди-игра, созданная Маркусом Перссоном (Нотчем) и Рольфом Янссоном, получившая ошеломительный (по меркам игр такого типа) успех. Общий объем проданных копий составил больше двухсот миллионов. Примерно такими же результатами может похвастаться только Tetris (если сплюсовать наиболее популярные версии).
Немного истории
«Прототипом» Майнкрафта стала игра Infiniminer, которую разработал американец Закари Барт. Суть Infiniminer была в том, что команды игроков должны были добывать руду в подземном мире (который сами же и должны были генерировать) и доставлять на поверхность. Так вот Перссона вдохновила и блочная структура и нарочито примитивное техническое исполнение. И это был шанс реализовать свою игру от первого лица.
Помог Маркусу и тот факт, что исходный код Infiniminer быстро попал в сеть (что явно не обрадовало автора-разработчика и заставило его отказаться от развития проекта). Нотч позаимствовал код, объединил его с собственными наработками и в том же 2009 году выкатил тестовую версию Cave Game (будущий Майнкрафт) на форуме разработчиков TIGSource.
Отклик был положительным, Маркус получил много дельных советов и понял, что дело может выгореть. Вероятность, что проект станет популярным была почти стопроцентной. Его следующий шаг – основание студии Mojang и отказ поддержки браузерной версии игрушки в пользу платной. Доступ к платной версии по тем временам был очень приличным, если говорить об инди-гейминге, и составлял 13 долларов. Нотч пошел ва-банк и не прогадал. Необычный подход, сарафанное радио, концепция – все эти факторы сыграли, и за первый месяц было продано 1000 копий. До миллионов было еще далеко но первые 13000 долларов студия получила. И это без всякого продвижения и огромных рекламных бюджетов.
Время шло, интерес к проекту рос, и Маркус добавлял в игру новые фичи, самой глобальной из которых стал режим выживания. Когда у игрока нет определенного задания, но есть цель – найти еду, отбиться от врагов. Эта идея, к слову, была потом использована во многих проектах.
В 2011 году популярность игрушки только набирала обороты. Общее количество игроков составляло уже 16 миллионов. Свою роль в популяризации Майнкрафт сыграли и ютуберы, которые буквально завалили хостинг стримами и летсплеями.
Рост популярности привел и к негативным последствиям. Пользователи тоже решили подзаработать на продаже доступа к каким-нибудь VIP-областям и редким предметам. Для этого создавались приватные сервера в обход пользовательского соглашения, в котором прямым текстом был указан запрет на подобные действия. Знали ли об этом Нотч и сооснователи студии неизвестно. Возможно он просто не понимали, что с этим делать. Но действий с их стороны предпринято не было.
Итог – родители завалили студию жалобами, что их дети просаживают карманные (это в лучшем случае) деньги на виртуальные игрушки. Проблему решили устранить не то что бы банальным способом. В 2013 разработчики запустили сервис Minecraft Realms, который позволял создавать приватные серверы за 13 долларов, но строго запрещал торговлю. Все это преподносилось, как мера по защите пользователей.
Ясно, что никто такой заботы не оценил, а студию Mojang просто обвинили в жадности. Сам Нотч, совершенно не готовый к тому, что аудитория не только не будет восхищаться его детищем, но и буквально травить, решил избавиться от ответственности. Он просто оставил пост в Твиттере с предложением о продаже своей доли в студии. До сих пор непонятно, что это было – шутка или такая завуалированная просьба оставить его в покое.
Но случилось, как случилось, и студия, вместе с авторскими правами на Майнкрафт была куплена Microsoft. Сумма сделки составила 2,5 миллиарда долларов наличными. Нотч стал очень обеспеченным человеком, но потерял все связи с экс-коллегами. Его обвиняли в продажности (раньше Перссон критиковал корпорации). На что Нотч отвечал фразой Да Винчи о том, что произведение искусства нельзя закончить, а можно только бросить. И объяснял, что дело не в деньгах, а в сохранении рассудка.
Новых проектов, получивших такой же оглушительный успех, не случилось. Да и деньги, судя по всему, не принесли большой радости. Да, после сделки он купил дом за 70 миллионов и оставлял по 180 тысяч долларов ежедневно в казино Лас Вегаса. Но в одном из интервью отметил, что несмотря на то, что его окружают знаменитости, а сам он может купить все, что угодно, таким одиноким он не чувствовал себя никогда.
После было немало скандалов, связанных в том числе с продвигаемой повесткой. Резкие высказывания Маркуса в адрес прайда и феминисток закончились тем, что его имя было удалено из всех материалов об игре.
Сама же Майнкрафт превратилась в многомиллиардную франшизу – кроме собственно игры, это и одежда с узнаваемым принтом, игрушки, комиксы и это, не считая мелочевки, вроде канцелярии. В 2022 вышла пиксельная коллаборация с Puma. В октябре этого же года Burberry объявили о сотрудничестве с Minecraft, результатом которой стала вселенная Burberry: Freedom to Go Beyond (с логотипами, узнаваемыми принтами), 15 скинов и капсульная коллекция по мотивам игры, в которую вошли одежда, аксессуары с рисунками имитирующими восьмибитную графику.
Несколько интересных фактов о Minecraft
Первый – это, конечно, концепт. Это не первая игра-песочница, но первый проект, превратившийся в площадку для самовыражения. Игроки сами строят что-то из ничего при условии, что другие пользователи смогут пользоваться новыми объектами.
Второе – сам создатель Нотч (персонаж в игре) стал для игроков чем-то вроде вершителя судеб. К нему прислушивались, от него требовали чего-то нового. В какой игре так относились к разработчикам.
Третье – за время создания игра принесла миллиарды прибыли, превратилась в узнаваемый бренд. Ведь даже те, кто далек от компьютерных игр, прекрасно знают и логотип, и то, как примерно выглядят объекты и персонажи.
Если говорить о цифрах, то общее количество игроков составляет больше 20 миллионов. И каждый месяц к ним присоединяется около 3500 новых уникальных пользователей. Ежедневно в игру играют 120000 человек. Неплохо, для проекта без реалистичной графики, динамичных погонь, перестрелок.
Первый ютубер Minecraft
Возможно, не первым, но самым известным стал Technoblade, американский ютубер, создавший одноименный канал в 2013 году. Весь контент – это стримы и гетплеи Minecraft Championship. Был признан лучшим игроком и был одним из главных персонажей на сервере Dream SMP (сервер, основанный ютуберами, которые вели стримы от лица своих персонажей, следуя сюжету).
Парень хорошо справлялся с играми, но справиться с саркомой в реальной жизни у него не получилось. После его смерти остался персонаж (по аналогии с отцом Майнкрафта Нотчем), который останется в виртуальном мире навсегда.
Кто стал первым ютубером в России неизвестно, но набрать за первый месяц стотысячную аудиторию получилось у Романа Фильченкова. Контент поначалу состоят из видео-обзоров, после дополнился прямыми трансляциями прохождения уровней и обзоров игровых модификаций. Через год количество подписчиков (а это был 2013 год) увеличилось до миллиона. И это действительно феномен, когда такую аудиторию набирает пятнадцатилетний подросток.
Рейтинг лучших ютуберов Майнкрафт на 2024 год
В русскоязычном сегменте
В топ вошли ютуберы с большой аудиторией и таким же количеством просмотров. Поскольку блогинг – дело творческое, искать в нем недостатки такое себе занятие. Поэтому минусов в оценке творчества не будет.
@MrLololoshka (Роман Фильченков)
Тот самый бывший подросток, набравший миллион подписчиков за один год. Контент, в основном состоит из видео по модам, летсплеям для Minecraft. Еще у Романа есть свой lololoshka.shop (магазин аккаунтов мобильных игр), в котором можно купить предметы для игрушек. Мерчи тоже есть – от силиконовых браслетов, до футболок с симпатичными принтами.
Вообще, информации о нем немного. В редких интервью он сам признается, что лишнее внимание ему ни к чему. Роман ведет канал на Бусти и страницу в запрещенной сети с картинками.
Подписчиков – 9,9 млн Видео – 3,6 тыс.
Достоинства:
- качественное видео – от сюжета до озвучки;
- сюжет;
- новые моды.
Недостатки:
- нет.
@EdisonPts (Эдуард Перец)
Начал вести стримы по Майнкрафт с июня 2013 года. Начиналось все с роликов по выживанию с модами. Сейчас Эдуард — один из самых популярных российских блогеров с многомиллионной аудиторией и участник многочисленных рейтингов. В 2020 вошел в тройку самых популярных ютуберов, в этом же году стал первым в ТОП-10 авторов по версии российских пользователей.
Тремя годами ранее входил в двадцатку лучших блогеров русскоязычного Ютуба по версии Brand Analytics и в ТОП-100 лучших каналов по версии Tubefilter Chart. Кроме того рекламировал такие известные игры, как War Thunder, Genshin Impact.
Выпускает свой мерч с авторским принтом. Причем это не банальные футболки-толстовки, но и наклейки, кружки, игральные карты и даже школьные пеналы. В общем, подход к делу максимально серьезный. А еще развивает канал на Rutube. Правда там подписчиков намного меньше.
Подписчики – 15,3 млн. Видео – 3,8 тыс.
Достоинства:
- интересные стримы;
- в некоторых видео рассказывает о себе;
- даже рекламные интеграции не раздражают.
Недостатки:
- нет.
@Compot (Компот)
Канал блогера Романа Парамонова, зарегистрированный в октябре 2013 года. Тогда владельцу канала было всего 10 лет. Сначала на канале были простые летсплеи, которые само собой не набирали много просмотров. Время шло, повышалось качество контента, и сейчас Рома Компот – это известный ютубер с миллионной аудиторией, который параллельно с работой над каналом пишет музыку, снимает клипы и, как любая известная личность, создает свои мерчи с авторским принтом.
Интересно, что свой первый ПК парень получил в подарок от родителей за хорошую учебу – бывает и такое. А персонаж на заставке (мультяшный Рома) – это товарный знак, зарегистрированный в 2020 году и охраняемый законодательством.
Подписчики – 14,5 млн. Видео – 2,3 тыс.
Достоинства:
- видео выходят каждый день;
- постоянное общение с фанатами;
- хорошее качество контента.
Недостатки:
- нет.
@FixEye (Фиксай)
Александр Павличенко зарегистрировал канал в 2015 году, но развиваться и набирать аудиторию он начал только в 2019. Благодаря стримам, лайфхакам по прохождению сложных моментов в Майнкрафте и лестплеями с другими блогерами. FixEye постоянно входит в десятку каналов Ютуба по вовлеченности аудитории.
Сейчас Александр снимает клипы, а в ноябре у него состоятся первые сольные концерты. Так что вполне возможно, что его имя будет связано не только с успехом на Ютубе, но и в шоубизе. Кстати, первый клип набрал почти 800 тысяч просмотров за 10 дней.
Подписчики – 10,4 млн. Видео – 1,5 тыс.
Достоинства:
- интересные форматы;
- контент выходит с периодичностью ролик в 1-2 дня;
- прислушивается к запросам аудитории (собственно поэтому и добивается высокой вовлеченности).
Недостатки:
- нет.
Лучшие ютуберы по Майнкрафту в мире
@SSundee
Известен по обзорам игр Among Us, Minecraft и Fortnite, в которых он исследует новые возможности для ролевых игр. Контент загружает практически ежедневно. По слухам он записывал ролики даже во время службы в армии.
После было присоединение к одному из игровых сообществ Minecraft, принесшее блогеру огромную армию фанатов и новых подписчиков. Сейчас это один из самых популярных, «дорогих» (в плане заработка) майнкрафтеров. По слухам его состояние измеряется миллионами долларов.
Подписчиков – 22,8 млн. Видео – 3,3 тыс.
Достоинства:
- разноплановый контент;
- подача;
- частота выхода роликов
Недостатки:
- нет.
@JeromeASF
Это просто машина по генерации контента. За время существования канала вышло 10000 роликов. В чем его фишка – так это в совместных роликах, вне зависимости от тематики. Зритель видит картину глазами каждого из участников, что добавляет интереса. Плюс он предлагает отличные игровые стратегии.
Успех был не то, чтобы случайным. Автор вместе с близким другом разработали целую стратегию запуска с целью стать богатыми и знаменитыми. Через пару лет оба пункта были выполнены. Ну и личность самого автора сыграла большую роль. Джером охотно дает интервью, не скрывает личную жизнь. А еще его чувство юмора и непосредственность подкупают. Сейчас Джером – это еще и бизнесмен, создающий собственные проекты.
Подписчиков – свыше 5 млн. Видео – 10 тыс.
Достоинства:
- стиль подачи контента;
- коллаборации с другими блогерами;
- интересные сценарии.
Недостатки:
- нет.
@aCookieGod
Снимает видео по сборкам Minecraft, которые вдохновляют пользователей создавать что-то свое. Причем вне зависимости от сценария или объекта. Ютубер сконцентрирован только на Майнкрафт, не разменивается на обзоры других игр.
Количество роликов небольшое и похоже блогер действительно больше увлечен созданием контента, а его размещение в сети для него не самое главной. Ролики выходят с периодичностью примерно раз в 1-2 месяцев. Но армия фанатов не убывает.
Информации о нем в сети немного. Несмотря на то, что в описании канала указаны ссылки на соцсети, ни одного фото найти не удалось. Возможно, парень просто не хочет смешивать реальные и виртуальные жизни и совсем не стремится к популярности.
Подписчиков – 4,8 млн. Видео – 161
Достоинства:
- тема – сборки;
- проработанный контент;
- хорошая озвучка.
Недостатки:
- нет.
@FarzyMC
Снимает гайды по Майнкрафт, исследует новые области, доводит до совершенства базовый дизайн, отправляется в приключение с друзьями – и все это с реальной увлеченностью. Несмотря на то, что возраст автора канала давно не подростковый, но новый формат подачи контента действительно привлекает. Некоторые склоняются к тому, что в сегменте именно майнкрафтовского геймерского сегмента Ютуба наступает новая эра блогеров, похожих на Фарзи. Сам Фарзи активно ведет соцсети, занимается разработкой собственного мерча (к слову очень симпатичного), активно ведет аккаунты в соцсетях.
Подписчики – 1,5 млн. Видео – 615
Достоинства:
- обучающие гайды;
- совместные стримы;
- легкая подача.
Недостатки:
- нет.
Как уже говорилось ранее, ютуберы сделали много для продвижения, популяризации Майнкрафта. В результате появилось просто огромное комьюнити со своими правилами, фирменными фишками. Плюс именно майнкрафтеров в том, что они генерируют уникальный контент, что в наше время редкость.